Системная семейная психотерапия – это направление системного подхода. Самая молодая из психотерапевтических школ.
Это направление возникло в 50-х годах и развивалось в тесном «сотрудничестве» с идеями кибернетики и теории коммуникации (Н.Винер, Р. Эшби, Г.Бейтсон, Т. Лири, Р.А. Вильсон). Представители различных наук (культурологи, врачи, психологи, математики), разработали представление о структуре семьи (структурных параметрах семьи), о кризисах в семье, системе обратной связи.
Разработанная в 70-е годы концепция Грегори Бейтсона, посвящена проблемам коммуникации. «Шизофрения» стала языком, который содержал в себе смыслы, а не лепет сумасшедшего с расстройством процессов мышления.
Грегори Бейтсон создал теорию двойного послания - «двойные ловушки», описав пример коммуникации «общение-парадокс». Например, когда мать, придя в больницу к ребенку, словами выражает свою любовь (говоря о том, что очень соскучилась), но отодвигается от него, когда он садится рядом (показывая своим поведением дистанцированность, враждебность по отношению к ребенку). Любое поведение человека несет в себе информацию. Все поведенческие проявления людей рассматриваются как коммуникация.
Системный подход сложен тем, что он предполагает особый способ восприятия реальности. У нас есть возможности вычленить причину и следствие, а они могут меняться местами, имея множество истин в разных условиях. Если мы будем пытаться описать события с помощью линейного вопроса: «Почему?», то наше мышление не раскроет происходящие события и происходящую реальность.
В системном подходе линейная логика не существует. Эта логика заменяется на круговую, в которой основной вопрос: «Зачем?».
«Все части влияют друг на друга», - пишет в своей книге системный семейный психотерапевт Варга А.Я., - «потому что только в циркулярной логике можно понять поведение системных элементов как замкнутую закономерность, соответственно отобразить взаимную круговую взаимосвязь этого поведения». Система чувствительна, изменения в одной части могут вызвать непредвиденные последствия в целом.
Психотерапевт Вирджиния Сатир была первой, кто рассмотрел как клиента, семью в целом.
В системном подходе рассматривается не один человек, пришедший на консультацию, а вся семья в целом. И рассматривается функционирование семьи как системы. Происходящие процессы в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.
Семья, как живая система, развивается по двум законам: гомеостаз и развитие.
Закон гомеостаза заключается в стремлении системы сохранить свои свойства во взаимодействии со средой, обеспечивая выживание системы. Семейная система никуда не хочет двигаться. Семья выработала способы сохранения стабильности, перемены пугают сознание человека, могут привести к распаду семьи, поэтому включается механизм стабилизации. Закон гомеостаза не требует никаких перемен и изменений в семье.
Но закон развития семье необходим.
Каждая семья проходит свой жизненный цикл по определенным стадиям развития.
Каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые он стремится реализовать (меняются запросы к жизни и к близким людям).
Существует определенный риск для семьи стать дисфункциональной, когда семья проходит переход по жизненным стадиям, и не включает в свою систему закон развития.
В системной семейной терапии, если возникает проблема у одного из членов семьи, то необходимо найти нарушение отношений внутри всей семьи. Психолог-консультант в своей работе старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для консультаций. Для этого проводятся исследования, как одного человека, так и членов его семьи и их общения и взаимоотношения друг с другом. В некоторых случаях рассматриваются семейные истории, взаимоотношения между членами семьи разных поколений, которые и являются источником проблем. Во время терапии меняется вся семья и система взаимоотношений в семье, поведение ее членов.
На консультациях могут присутствовать члены всей семьи, отдельно пары, так же отдельно кто-то из членов семьи, кому это необходимо. При наличии неясных ситуаций, связанных с ребенком, может присутствовать родитель с ребенком, либо отдельно ребенок, подросток.